dbobyshe (dbobyshe) wrote,
dbobyshe
dbobyshe

Category:

О СТИГМАТАХ

«Стигматы» — не для всех. По крайней мере, не для всех сразу. Хотя в принципе они могут быть прочитаны каждым, но только по отдельности от остальных. «Стигматы» трудны, и местами — особенно, когда читаешь с разгону — могут быть непонятны. Но если смысл ускользает, это не значит, что его нет. Он есть, его полно в каждом слове, в каждой букве, а порой даже в знаках препинания. В таких местах, наверное, следует довериться тексту, его движению, его звучанию, — тогда и смысл проясняется, вдруг обнаруживаясь в динамике слов и строф, в их произнесении, а иногда и в графике написания: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Современно ли содержание «Стигматов»? Конечно, нет и, конечно, да, ибо вечность происходит разом во все времена, включая и вот эту, теперешнюю секунду, пролетающую сквозь нас. В дальних перспективах она существовала всегда, в веках, прилетев к нам оттуда, а потому — равно — в вечности и сейчас, при нас и на наших глазах распинается Иисус Назорей, Царь Иудейский, как обозначил его римский наместник Понтий Пилат надписью на Кресте.

Странно ли современному человеку задумываться о конечных вопросах? Странно. Так, по крайней мере, казалось мне самому в то время, когда я начал писать эту вещь, начитавшись как европейских, так и русских философов-идеалистов. Кстати, я до сих пор удивляюсь, что находятся люди, отрицающие само существование русской философской мысли. Не буду здесь перечислять великие, дорогие для меня имена, скажу лишь, что именно в их трудах прояснялись не умозрительные, а самые насущные, бытийственные темы: такие, как смысл жизни, назначение человека, Божественный промысел о нас и конечные цели человечества и мироздания… В результате интенсивного чтения и собственных размышлений во мне произошёл, как теперь это называют, информационый взрыв. Не знаю, можно ли это назвать откровением, но многие из упомянутых вопросов озарились новым пониманием, а оно, в свою очередь, потребовало от меня выразить его в словах. И я начал писать стихотворные композиции: сначала «Из глубины» и «Медитации», а затем и «Стигматы», которые были задуманы как предстояние перед Распятием и в идеале (вероятно, недостижимом) стремились стать словесной иконой.

Сам факт такого рода творчества мог показаться для верующих недопустимо дерзким, и я, действительно, имел на эту тему пространную дискуссию в письмах с поэтом Станиславом Красовицким, который отрёкся от своей ранней поэзии, принял сан священника и служил уже не поэтическому слову, а Тому, Которое с большой буквы. Не одобрял он и моих устремлений.

Но мои излюбленные философы пришли на помощь. Если Творец создал человека по своему образу и подобию, значит, Его создание — это тоже творец, сотрудник и подмастерье великого замысла. «Мир не сотворён, но сотворяется», а потому для людей уготовлена уйма творческих дел, и одно из них — это познание. Познание Добра и Зла, познание великой тайны Распятия.

Когда я стал о том размышлять и записывать мысли, слова сами собой стали открывать пути для понимания всё дальше и дальше вглубь. Но ещё более я уверился в праведности этого занятия, когда прочитал проповеди своего соименника XVII века Святителя Димитрия Ростовского. Он писал:

  "Поклоняюсь пречистой, пресвятой и животворящей Твоей ране на десной Твоей руке и молю Тебя, Господа моего: сподоби меня стать одесную Тебя.
    Поклоняюсь пречистой, пресвятой и животворящей Твоей ране на шуей Твоей руке и молю Тебя, Господа моего: избави меня от шуей участи.
    Поклоняюсь пречистой, пресвятой и животворящей Твоей ране на правой Твоей ноге и молю Тебя, Господа моего: настави меня на правый путь покаяния.
   Поклоняюсь пречистой, пресвятой и животворящей Твоей ране на левой ноге и молю Тебя, Господа моего: «От всякаго пути лукава возбрани ногам моим» (Пс. 118:101).
    Поклоняюсь пречистой, пресвятой и животворящей Твоей ране в пречистых ребрах и в прободенном Твоем сердце, откуда истекла кровь и вода на искупление наше, и молю Тебя, Господа моего: сокруши окаменение мое, порази мое жестокое сердце, сотри его страхом Твоим, уязви его любовию Твоею, чтобы Тебя, Господа моего, я возлюбил всем сердцем моим, всею душею, всею мыслию, всей крепостью и всем помышлением моим и чтобы потекли из сокрушенного моего сердца слезные источники, омывающие мою греховную скверну."

Именно так я и построил «Стигматы»: они состоят из пяти частей, по числу ран Христовых. И каждая из них имеет посвящение моим современникам и современницам, которыми я восхищался, и желал, чтобы они разделили моё предстояние перед Распятием.

Эта композиция заключила мою первую книгу стихотворений и поэм, изданную в Париже в 1979 году. С тех пор она нигде не перепечатывалась, но теперь «Стигматы» можно найти на моём сайте: http://dbobyshev.wordpress.com
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments